Бродячий цирк стал для неё домом, а цирковые артисты — семьёй на долгих 18 лет. Спустя годы сцена и зрители вновь появились в жизни Евгении Борис: в 97-летнем возрасте она продолжала играть в театральной студии «Бабушкины сказки». В январе бывшая цирковая акробатка отметила вековой юбилей.
«Иду на фронт!»
Сталинские репрессии и Великая Отечественная война судьбоносно повлияли на жизнь большой семьи Евгении Борис. В 1937 году отца арестовали как врага народа.
— Отец был румын. В Тамбовскую область он приехал ещё в молодости. Сначала обосновался у приятелей в Малой Талинке, а так как папа был хорошим мастером, его взяли на завод «Ревтруд». Точно не помню, но, кажется, я училась в 7-м классе, когда вдруг пришли и забрали отца, — вспоминает Евгения Борис. — Арестовали его по доносу, а донос был от соседей. Его посадили по 58-й статье как врага народа. Доказать уже ничего нельзя было! Из лагеря он присылал нам письма и просил выслать продукты. А что высылать? Мы и сами сильно голодали. Маму не брали на работу, ведь она была мужем врага народа. За счёт нескольких друзей только удалось выжить. Умер отец в заключении.
Училась Евгения Борис в городской школе № 7. Была активисткой, занималась в драмкружке, пела в хоре, увлекалась спортом. На занятиях по самодеятельности подружилась с Тамарой Дерунец. В архиве семьи даже совместное фото сохранилось с будущей партизанкой-разведчицей.
А потом грянула война… Старший брат Виктор первым ушёл на фронт, ему и 18 лет не было. Погиб. Юная Женя вместе с одноклассниками тоже решила отправиться воевать за свою страну. На призывной пункт пришла босой. Маленькая и хрупкая — в комиссии даже сначала не поняли, как эта школьница оказалась среди будущих солдат.
— У меня спрашивают: «Девочка, а ты куда?» а я им отвечаю, что, мол, иду на фронт! Военнослужащий тогда удивился, а потом очень грозно посмотрел и со словами «марш отсюда» отправил домой. На фронт не попала, но в том же году с цирковыми артистами уехала поддерживать боевой дух страны, — рассказывает Евгения Эмильевна.
Ваш выход на манеж
Семья Борис жила в самом центре Тамбова — на улице Карла Маркса, 148. В этом доме часто гостили творческие люди — музыканты, оперные артисты, художники. А однажды с гастролями приехали цирковые артисты. В квартире Борис поселился силовой жонглёр Николай Писарев. Так началась любовь двух юных сердец и совместная многолетняя цирковая работа.
— Первый цирковой номер репетировала уже в годы войны. Только один раз выступили в Тамбове, а потом мы отправились на Дальний Восток. В годы Великой Отечественной представления давали в прифронтовых городах, госпиталях. Цирковым артистом быть непросто, мы ведь работали в бродячем цирке, поэтому постоянно переезжали с места на место. Своего дома никогда не было, — поясняет Евгения Борис.
Племянница Людмила Петрова добавляет, что о цирковой жизни в семье не часто рассказывали. Время тогда было непростое: сначала Великая Отечественная, потом сложные послевоенные годы.
— О театре Евгения Эмильевна нам мало рассказывала. Знаю, что каждый день были репетиции. Помню её необыкновенной красоты халат с драконами и красивые цирковые костюмы, в некоторых из них, повзрослев, я даже выступала. Эти вещи придавали нашей семье какой-то особый смысл и акцент, — говорит Людмила Петрова.
Восемнадцать лет колесила по стране с цирковыми артистами Евгения Борис. Объехала весь Советский Союз. Совместно с Писаревым было два номера: акробатический и цирковая мнемотехника.
— Цирковая мнемотехника — очень интересный вид представления. Писарев работал на сцене, а она — в зале. В дуэте артисты демонстрировали для зрителей чудеса феноменальной памяти, — рассказывает Людмила Петрова.
Братья Запашные
Однако с цирком Евгения Борис вынуждена была проститься. Пришлось бороться с тяжёлым заболеванием и его последствиями, навсегда поставив точку в акробатике. Поскольку профессию Евгении не удалось получить, ведь с цирком она уехала сразу после школы, то после возвращения в Тамбов словно заново начала жизнь. По совету близких окончила курсы и устроилась бухгалтером. И хотя с цирком её судьба уже не была связана, Евгения Борис посещала каждое гастрольное выступление шапито.
— Когда в Тамбов приезжал цирк, то его артисты обязательно гостили у нас, по праву считаясь друзьями нашей семьи. Долгое время в доме все мои цирковые афиши хранились, — подчёркивает Евгения Борис. — Прошли десятилетия, а профессиональная привычка осталась: если смотрю на акробатов, всегда оцениваю их выступление, например, насколько удался цирковой бланш.
Евгения Эмильевна в разговоре вспоминает встречу с легендарной цирковой группой «Братья Запашные». Юная цирковая акробатка была знакома с Мстиславом Запашным. Дрессировщик хищных животных принадлежал к династии цирковых артистов, которая берёт своё начало в 1882 году.
— В чём секрет долголетия? Да, я и не знаю… Просто стараюсь вести активный образ жизни. До пандемии каждый день ходила в студию «Бабушкины сказки», играла много театральных ролей. Сейчас больше провожу времени на свежем воздухе, часто гуляю, любуюсь природой и городом.