В начале ХХ века в Тамбове широкое распространение в архитектуре и графике получил стиль модерн. В литературе и живописи модернисты создавали, как они говорили, новое искусство. Часть модернистов, стремившаяся к эксцентричности и эпатажу и претендовавшая на создание искусства будущего, называлась футуристами.
Футуристы и модернисты
Им был необходим протест, вызов, непризнание прежних норм. Давид Бурлюк, чьи юношеские годы прошли в Тамбове, повзрослевшим приехал в столицу и, нарисовав на щеке бубнового туза, надев смокинг и цилиндр, выходил гулять, вызывающе глядя на публику в монокль. На фоне рушившейся империи всё это воспринималось серьёзно, а отрицание рассматривалось как создание нового.
Футуристы и модернисты появились в Тамбове закономерно. Модерн как стиль, уходивший от прямых линий, был интересен тамбовчанам. Например, синематограф, построенный в 1910 году в центре города, получил название «Модерн». Немало домов построено в этом стиле.
Не случайно в 1912 году Игорь Северянин, ещё не достигший пика популярности, присылал именно в редакцию газеты «Тамбовский край» хартию «Ассоциации эгофутуристов», основанной им в 1911 году. Газета «Тамбовский край» — реакционная, консервативная, но, учитывая интерес тамбовских читателей, вынуждена была публиковать материал, присланный Олимповым и Северяниным. Газета следом публиковала корреспонденцию из Петербурга «Демонстрация футуристов» о выступлении Маяковского и Кручёных.
Шокирующие выпады футуристов были привлекательны для тамбовчан. Подбельский высмеял это в газете «Тамбовские отклики» в 1914 году: «Сегодня вечером на Обводной улице состоится открытие нового в Тамбове клуба под названием «Собачья доля». Организаторами …выступят бывшие деятели бывших Семейного и Ремесленного клубов», убедившиеся, что клубы «без поддержки такого благотворительного учреждения, как лото, не лучше самой последней собачьей доли».
Творческое «хулиганство»
Тамбов как центр четвёртой губернии в империи по численности населения привлекал футуристов. Так, 3 апреля 1914 года «Тамбовские отклики» сообщали: «На Фоминой неделе в Тамбове предполагается устроить лекцию и после неё диспут о футуризме». Инициатором был местный футурист Варзин, а лектором — представитель объединения «Мезонин поэзии» Шершеневич. Прозаик и поэт Варзин (ещё один из забытых тамбовских поэтов) под псевдонимом «Чайка» тогда издал книгу стихов «Первая тетрадь» (12+).
А затем газета уже сообщала: «16 апреля в зале Коннозаводческого собрания московским футуристом Вадимом Шершеневичем будет прочитана лекция о футуризме». Лекция, рассчитываемая на два вечера, называлась «Поэзия электрического города». Декламировались стихи Северянина, Маяковского, Варзина и других поэтов. «Тамбовские отклики» потом описали это событие так: «Как сорвавшиеся с привязи телята, задрав хвосты, прыгают слова футуристов поверх здравого смысла и производят неописуемое безобразие в литературе».
Футуристы провозгласили: «долой Пушкина!», что вызывало и смущение тамбовчан, и интерес. Местные газеты того времени перепечатывали из столичных хронику акций будетлян, каламбуры, что «Кручёных крутит, Бурлюк бурлит, а Маяковский светит, как маяк». Тамбовчане знали: их Бурлюк вместе с Хлебниковым, Гуро и Маяковским создал в Петербурге радикальную группировку «Гилеи», и что он оказал огромное влияние на Владимира Маяковского.
«Будетляне» — группа писателей, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов. Некоторые её члены называли этим словом течение, направление, а не только творческое объединение. Термин был изобретён (образован от словоформы «будет») Велимиром Хлебниковым для обозначения деятелей искусства футуристического толка. Изначально он подчёркивал самобытность русского футуризма.
«Во имя Завтра»
Революцию тамбовские футуристы встретили восторженно. А как же: старое рушится, в городе открывается кабаре «Революционный блин». После революции большевики использовали ярких футуристов при создании пролеткульта.
Какова же судьба тамбовского футуриста Варзина? Он принял новый псевдоним и стал Варзиным-Ряжским. В библиотеке имени Пушкина сохранилось местное издание 1924 года Николая Ряжского «Для деревни. Пьесы и материал для вечера Общества друзей воздушного флота» (12+) с надписью: «Тамбовской областной библиотеке им. Пушкина в знак 150-летнего юбилея и в память о моём отце Н.М. Варзине-Ряжском — основателе Тамбовского пролетарского театра».
Интересное издание. В материалы для вечера автор включил любопытные произведения. Например, «Ероплан сосватал. Агитка в 1 действии» (16+) и «Почему сельский сход одобрил газ и самолёт. Деревенский лубок» (16+). Конечно, газ имелся в виду не тот, что используется для приготовления пищи, а отравляющее вещество для уничтожения буржуев. А в конце реклама: «Вышла из печати «Война будущего» инсценировка поэмы Вл. Маяковского Ник. Ряжского». Сотрудничество футуристов продолжалось. О Варзине-Ряжском (1892-1973) известно, что он с 1924 по 1939 годы написал ряд книг по теме «Оборудование клубной сцены».
Оказавшись в пролеткульте, футуристы оставались броскими и отрицающими. В 1919 году в тамбовском журнале «Грядущая культура» (12+) пролеткультовец Клубень писал: «Можно и должно сжечь самые святейшие шедевры искусства «во имя Завтра», во имя «Светлого Грядущего»…». А когда пролеткульт выполнил свою задачу, их включили в стройные ряды социальных реалистов, не допускавших никаких вызовов и протестов.