На столе в центре учебного кабинета «расправил крылья» макет самолёта «Илья Муромец». Модель первого в истории серийного бомбардировщика выполнена из фанеры — детали созданы на 3Д-принтере по эскизам компьютерной программы. Директор школы юного пилота «Взлётная полоса» и, к слову, автор этой модели легендарного самолёта Роман Бортников замечает: подобные реплики смогут создавать все воспитанники школы. Курс авиамоделирования будет одним из основных в программе обучения юных пилотов.
Занятия стартуют уже в сентябре. Обучение будет организовано на базе здания регионального отделения ДОСААФ России в Тамбове. Также отдельную группу планируется открыть в новой школе № 3 на севере областного центра — об этом достигнута договорённость с директором образовательного учреждения Верой Яковлевой. Возраст обучающихся — с 10 лет: именно такой запрос поступает от родителей будущих воспитанников.
Обучение будет проводиться по трём основным модулям: непосредственно пилотирование летательных аппаратов, беспилотные летательные системы и авиамоделирование. Теория будет подаваться параллельно с практикой.
Обучение лётному мастерству начнётся с компьютерной программы-симулятора полёта. Базовые знания ребята получат, «летая» на планерах. Следующий этап — советский спортивно-тренировочный самолёт Як-52, а затем — реактивный Л-39.
— Современные симуляторы дают полное ощущение полёта. Сидя в кресле перед монитором пилот не испытывает, пожалуй, только перегрузок. Всё остальное — положение тела, изображение на экране, звуковые эффекты и поведение самолёта при определённой скорости, высоте и действиях пилота — абсолютно реалистичны, — говорит Роман Бортников.
Директор школы раскрывает подробности будущего обучения: помимо отечественного Як-52, планируется «посадить» воспитанников на Цессну. Это зарубежный самолёт с иной геометрией крыла и принципиально другим поведением в воздухе. И, в отличие от «Яка», который чаще используется для пилотажа и подготовки военных лётчиков, Цессна больше подходит для подготовки гражданских пилотов. Попробовав разные модели, воспитанники смогут понять, что же им ближе.
Учредитель школы юного пилота Сергей Черков обращает внимание: эта школа — не только про мастерство пилотирования, да и в целом не только про авиацию. Главная задача — дать воспитанникам полное ощущение управления даже не воздушным судном, а своей реальностью через авиационную подготовку. В основе которой — последовательность и безопасность.
— Я когда-то занимался в аэроклубе при ДОСААФ, планировал пойти в гражданскую или военную авиацию. Жизнь распорядилась по-другому, я состоялся в строительной сфере. Но с уверенностью могу сказать, что основа моего успеха — именно авиационная подготовка. Полученные здесь навыки проецируются практически на любые сферы жизни. Это, в первую очередь, построение своих действий на основе безопасности и ответственности за каждый шаг, понимание, что в любой экстренной ситуации нужно собраться и действовать, опять же, исходя из принципов безопасности, — приводит свой личный пример Сергей Черков.
Личной историей делится и Роман Бортников. Сын военного лётчика, он по профессии инженер по управлению воздушным движением. Впрочем, освоил несколько типов летательных аппаратов и готов сесть за штурвал при любой возможности.
На базе школы юного пилота «Взлётная полоса» уже в ближайшее время будет действовать тамбовское отделение «ЮнАвиа» — профильного подразделения Юнармейского движения. Тамбовское отделение станет вторым в России.
Отдельное место в учебной комнате занимает внушительных размеров 3Д-принтер. Электронная машина поможет юным моделистам создавать свою технику из фанеры. Но прежде в курсе авиамоделирования ребята будут работать с бумагой и компьютерными программами.
— Авиамоделирование — это уже больше инженерное направление. Сегодня востребованы авиамеханики, конструкторы. Впрочем, инженерные кадры нужны не только в авиации, — поясняет Роман Бортников.
Помимо моделей самолётов, учащиеся смогут самостоятельно проектировать и создавать самые настоящие квадрокоптеры. А овладев навыками программирования и технической базой, объединять фанерный остов и электронную «начинку» и запускать БПЛА в полёты. С теоретической и практической подготовкой по этому направлению помогут специалисты Державинского университета.
— Беспилотные летательные системы сегодня набирают обороты. Сферы их применения — от сельского хозяйства и геодезии до строительства и творческих направлений. Решающую роль в настоящее время играют беспилотники и в зоне боевых действий, — напоминает Сергей Черков.
В нескольких округах Тамбовской области в этом году в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» будут созданы специализированные классы для обучения по образовательным программам дополнительного и среднего профессионального образования в этой сфере. Нацпроект, инициированный Президентом России Владимиром Путиным, предусматривает разработку и серийное производство отечественных беспилотных авиационных систем, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации.
Роман Бортников обращает внимание: школа — проект некоммерческий, но обучение на данный момент будет платным. В дальнейшем руководители будут подавать документы на участие в грантовых программах, рассчитывая на поддержку регионального министерства образования и науки.
Директор и учредитель школы юного пилота уточняют: итогом обучения не обязательно будет поступление в лётное училище или выбор другой связанной с авиацией профессии. Но заложенные здесь механизмы понимания мира пригодятся в любой сфере. А у тех ребят, кто всё же пойдёт по авиастезе, именно отсюда начнётся та самая заветная взлётная полоса.