Лента новостей
Образование26 января 2023, 12:03

В Тамбове идёт работа по созданию школы юного пилота

Уже несколько лет Роман Бортников работает над созданием первой в Тамбове школы юного пилота. «Взлётная полоса», по задумке автора, даст возможность всем желающим подросткам стать ближе к авиации.

В Тамбове идёт работа по созданию школы юного пилота
Фото: архив Романа Бортникова

Мечта обрела «Технокрылья»

Роман Бортников признаётся: небом он «заражён» с раннего детства. Другого выбора у сына военного лётчика, пожалуй, не было. Даже несмотря на то, что его профессия напрямую не была связана с полётами (по специальности Роман — инженер по управлению воздушным движением), он освоил несколько типов летательных аппаратов и готов сесть за штурвал при любой возможности.

В последние годы он работал в многопрофильном кадетском корпусе имени Льва Дёмина. Именно здесь обрела осязаемые черты идея Романа Бортникова об обучении школьников азам лётного мастерства.

Воплощаться в жизнь задумка начала в 2018 году, когда идею лётной школы для подростков поддержала начальник регионального управления образования и науки (ныне — и.о. министра образования и науки Тамбовской области) Татьяна Котельникова. Так на базе кадетского корпуса был создан центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Технокрылья».

— Ремонт помещений и оснащение необходимым оборудованием провели за счёт средств нацпроекта «Образование». «Технокрылья» открылись в октябре 2020 года. Теорию лётной подготовки и базовые навыки самолётовождения кадеты осваивают с помощью комплексов виртуальной реальности и на авиасимуляторе. Помимо непосредственно лётной подготовки, здесь реализуются и такие направления, как робототехника и программирование, беспилотные летательные аппараты, 3D-моделирование и прототипирование, — говорит Роман Бортников.

Спустя ровно год, в октябре 2021 года, как отдельное подразделение, сфокусированное именно на лётной подготовке, был открыт авиационно-учебный комплекс начальной лётной подготовки школьников.

— За год была проведена масштабная работа. Помимо занятий в классе и тренировок на симуляторе мы с ребятами выезжали на аэродром ДОСААФ «Горелое», где школьники познакомились с реальными самолётами Ан-2 и Як-52, а также провели учебные полёты на мотодельталёте, — рассказывает Роман Бортников.
На Детском аэрокосмическом салоне
На Детском аэрокосмическом салоне

От истории авиации — к полётам

Проект авиационно-учебного комплекса не был, к сожалению, продолжен. По личным обстоятельствам из кадетского корпуса пришлось уйти. Но, выйдя из-под крыла «Технокрыльев», мечта о создании школы юного пилота лишь набирала высоту. К тому же у Романа немало и других идей и проектов. К примеру, он рассказывает о разработанном для Юнармии комплексном тренажёре начальной лётной подготовки школьника.

— На Детском авиакосмическом салоне, прошедшем минувшей осенью в подмосковном Жуковском, этот проект заинтересовал руководителя молодёжной авиаэскадрильи «ЮнАвиа» Алексея Петухова и Героя России, заслуженного лётчика-испытателя России Магомеда Толбоева. Мы наметили планы на дальнейшее тесное сотрудничество в области подготовки школьников для авиационной и авиакосмической отрасли, — говорит Роман Бортников.

Возвращаясь к теме школы, он подчёркивает: впереди очень много работы и множество задач, которые предстоит решить, прежде чем говорить о создании школы юного пилота как о факте свершившемся. В частности, не решён вопрос с помещением. Требует технической, методической и юридической доработки учебная программа. Не менее важна и финансовая сторона проекта: для обучения нужно соответствующее оборудование.

И всё же Роман замечает: школа обязательно будет работать. Просто мечте нужно помочь обрести крылья. А трудностей он не боится.

— Обучение будет проходить по модульной программе, начиная с 7-го класса. Прежде всего школьники познакомятся с историей авиации и конструкцией наиболее простых летательных аппаратов. А благодаря курсу по авиамоделированию смогут усвоить азы аэродинамики: сконструировав на модели отдельные части летательных аппаратов, ребята станут лучше понимать, как работает, к примеру, крыло, за счёт чего оно, собственно, летает.

Далее — виртуальные полёты на симуляторе Як-52. Главное преимущество такого обучения — безопасность. А современные технологии даже при виртуальных полётах позволяют учесть все нюансы поведения крылатой машины в воздухе и сформировать у курсанта нужную механику управления и точность глазомера.

— После отработки взлёта и посадки, построения маршрута в воздухе ребята будут летать по кругу, а затем и на пилотаж. На втором модуле, во второй год обучения, будем осваивать другой тип самолётов. Третий и четвёртый модули рассчитаны уже на предпрофессиональную подготовку — для тех, кто решил идти в авиацию после школы. Здесь акцент будет на лётную подготовку на авиасимуляторе соответствующих типов летательных аппаратов и «подтягивание» необходимых для поступления в училища предметов, — уточняет Роман Бортников.
Автор:Юлия Новикова