Машина на гусеничном ходу из деталей конструктора снабжена маленьким моторчиком. Когда умелые руки юных мастеров поставят антенну, этот лего-танк, улавливая сигналы с пульта управления, сможет сделать свои первые «шаги». Вернее, первый проезд. На столе рядом с «танком» стоит другая подобная машинка, но уже на колёсиках. Она, повинуясь воле оператора, нажимающего на кнопки и вращающего джойстик, показывает: сборка проведена успешно.
Эти машинки созданы воспитанниками школы юного пилота «Взлётная полоса» в рамках одного из модулей, моделирование и конструирование. Директор школы Роман Бортников напоминает: в программе обучения есть три модуля, на которых курсанты могут не только овладеть навыками пилотирования летательных аппаратов, но и познакомиться с беспилотными системами и научиться моделировать — не только самолёты.
Недавно школа справила новоселье. Объединившись в совместный проект со Студенческим конструкторским бюро «Беспилотные авиационные системы и дистанционное зондирование Земли», базируется в корпусе Державинского университета. Руководитель студенческого КБ Артём Киреев поясняет: эта коллаборация сделает работу каждого подразделения более результативной. Воспитанники школы смогут наблюдать за старшими товарищами, занимающимися в КБ, а специалисты студенческого КБ, в свою очередь, возможно, присмотрят для себя будущих курсантов.
Воспитанников во «Взлётной полосе» пока не очень много. Но Роман Бортников с улыбкой замечает: главное — не количество, а качество. У ребят, среди которых и мальчишки, и девчонки, горят глаза и есть искреннее желание всему научиться. Учиться, к слову, есть чему. Знакомя с интерьером новой учебной аудитории, Роман показывает одну из рабочих зон:
— Здесь у нас небольшая паяльная станция. Ребята учатся припаивать проводочки к платам. Начинать знакомство с конструированием нужно с малых шагов. К тому же, умение управляться с паяльником пригодится каждому мальчишке. Дальше идут уже более сложные операции.
В курсе моделирования — работа не только с деталями фабричных конструкторов. На лазерном станке ребята под руководством наставника создают детали будущих самолётов, кораблей и машин — из фанеры. При желании и на них можно поставить механизмы для управления с пульта.
Рядом разместились 3Д-принтеры, «со стапелей» которых выходят рамы-основы для дронов. С беспилотными летательными системами курсанты «Взлётной полосы» знакомятся на наглядных пособиях, в том числе, созданных своими руками. А в целом в этом модуле ребята изучают дроны как стандартные, четырёхмоторные, так и беспилотники-крылья.
Но, пожалуй, самый интересный для юных пилотов инвентарь — тренажёры для обучения непосредственно лётным навыкам. Планерный тренажёр — полноценная самостоятельная конструкция, в которой кресло имитирует посадку пилота в настоящем планере, снабжённая рычагом управления и монитором.
А на компьютере установлена программа-авиасимулятор, работая в которой в специальном шлеме, можно почувствовать себя настоящим пилотом, управляющим самолётом джойстиком-рычагом. Начинают воспитанники обучение с виртуальных полётов на отечественном спортивно-тренировочном Як-52, плавно переходя на зарубежную Цессну, а затем — на реактивный Л-39. В авиасимуляторе доступны полёты и на беспилотниках. Обучение пилотированию через виртуальные технологии — бюджетно и безопасно.
К разговору подключается Артём Киреев. Студенческое конструкторское бюро было создано для студентов Державинского, где они могли бы глубже погружаться в мир беспилотных технологий и разрабатывать свои проекты. Кроме того, здесь могут обучаться взрослые люди, с начальным средне-специальным или высшим образованием, мастерству управления беспилотниками. Специализированные компании, производящие БПЛА, предлагают широкую линейку дронов: от самых простых учебных до более серьёзных аппаратов.
— У нас доступны 8 курсов в рамках программы дополнительного профобразования. За пять лет работы на нашей базе обучились около 7,5 тысячи человек. Причём — не только из Тамбовской области. В общей сложности нашими курсантами стали представители 11 регионов, — говорит директор студенческого КБ.
Артём Киреев добавляет: представители конструкторского бюро наряду с увлечёнными школьниками, студентами системы СПО и специалистами тамбовских предприятий составляют сборную команду региона по беспилотным авиасистемам и программированию.
В течение нескольких лет команда успешно показывает регион во всероссийском конкурсе «Кибердром», где оценивается и проектная деятельность, и навыки пилотирования.
— Повторюсь: объединение со школой юного пилота — это работа на будущее. В университете ведь есть профильные классы, и мы представляем похожий подход, — говорит руководитель студенческого конструкторского бюро.
К слову, о совместной работе. В планах — создание силами студентов и юных пилотов авиатренажёра-кабины, со штурвалом и полноценной панелью управления. Управления не только виртуальным полётом, но и более глобально — дальнейшей карьерой.