Вдохновляющий пример
В целях безопасности Алексея мы не можем в полной мере раскрыть его личность и факты его биографии. Скажем только, что проживает он в Притамбовье. В юности, как и многие мальчишки, увлекался футболом. Отправиться на Донбасс его вдохновил, в частности, пример ребят из батальона «Эспаньол», который состоит из футбольных фанатов нашей страны, объединившихся для борьбы с украинскими националистами.
Но главной причиной, побудившей Алексея стать участником спецоперации, стало осознание того, что на фронте он действительно может принести пользу.
— Когда началась спецоперация, я понял, что мои знания, навыки и жизненный опыт там нужны больше, чем здесь, — рассказывает Алексей. — Поэтому я обратился в военкомат. Со мной поговорили, поинтересовались, где служил, где учился, чем занимался, и потом в течение нескольких дней меня направили в подразделение уже непосредственно для подписания контракта. Через два с половиной месяца подготовки я уехал в зону СВО.
Родным о своей поездке Алексей рассказал, уже будучи на фронте, когда невозможно было, сидя на позиции, выдавать работу «Градов» за обычный фейерверк.
Обстановка на фронте
По окончании обучения Алексей вместе с другими солдатами отправился в ДНР, но сначала их путь пролегал в спокойное и относительно безопасное место за 15 километров от фронта: бойцам нужна была акклиматизация к донецкому влажному и тёплому климату.
— Там должно было быть тихо, но прямо в первый же день я попал под кассетный боеприпас, который либо на Харцызск, либо на Макеевку летел, — вспоминает Алексей. — Наши ПВО сбили его прямо над нашей позицией.
По словам добровольца, подобное там — нормально, ведь постоянный обмен ракетными ударами между российскими и украинскими подразделениями — основная тактика военных действий на Украине. Однако если российская армия старается не вредить гражданскому населению, то украинские военные обстреливают мирные районы кассетными и запрещёнными в мировом сообществе фосфорными боеприпасами.
— Считаю такое неприемлемым, — говорит Алексей. — Это мало того, что нарушает все военные законы, так ещё и просто негуманно. Если украинские власти говорят, что Донбасс — это Украина, тогда почему они уничтожают собственное население?
С местными жителями российские солдаты контактируют активно по разным вопросам. Алексей отмечает, что большая часть населения Донбасса относится к русским как к друзьям, слова благодарности часто звучат в адрес российских военных. Естественно, есть и откровенно враждебные элементы.
— Это в основном молодёжь, либо люди, у которых есть какие-то личные обиды. Такие работают на СБУ, в результате чего мы получаем прилёты по нашим пунктам постоянной дислокации. Но и на территории Украины есть часть населения, которая настроена пророссийски и работает с нами, — рассказывает доброволец. — Разброда в головах солдат нет. Все прекрасно видят и понимают, что либо мы, либо нас, и другого не дано. Лично я и многие ребята считаем, что это больше, чем противостояние с Украиной или с НАТО. Наверное, это битва цивилизаций. Может, слишком пафосно звучит, но в моём понимании это так и есть.
Часто на просторах интернета можно видеть сообщения, что российские войска, участвующие в спецоперации, плохо обеспечиваются, что солдаты голодают. Алексей разрушает этот миф: снабжение налажено хорошо, продукты на позиции подвозят раз в неделю.
— Суперполевых кухонь там, конечно, нет, но есть генераторы, плитки и ребята, которые работали в ресторанном бизнесе и любят и умеют готовить. Поэтому в плане обеспечения у меня никаких нареканий нет, — рассказывает Алексей. — Когда можем, помогаем местному населению: отдаём оставшуюся гречку, рис и другие продукты.
Отдельного разговора стоят добровольцы. С началом спецоперации немало ребят ушло на фронт из Тамбова. Присоединяются даже граждане других стран. Алексей лично видел, например, испанского добровольца, убеждённого коммуниста, по зову сердца приехавшего воевать за союзные силы ДНР и ЛНР.
Настоящим откровением для военного стало то, как много для победы над противником делают добровольцы-женщины.
— У нас одна местная жительница работала корректировщиком, то есть одевалась в гражданскую одежду, проходила на территорию врага под каким-то предлогом и производила корректировку огня артиллерии. Для этого большое мужество нужно. Я очень благодарен таким людям. Не знаю, хватило бы у меня самого духу выполнять такую работу, — признаётся Алексей.
Друзья и поддержка
Несмотря на то, что военная операция жестока и сурова, даже на ней есть место светлым моментам. Одним из них для Алексея стала поддержка от граждан России.
— Когда мы поехали на фронт, наш поезд остановился в какой-то глухой деревушке в Воронежской области, чтобы мы могли закупиться в дорогу. И когда мы уже собирались ехать дальше, подтянулись местные. Кто-то нам яблоки принёс, кто-то лук, какой-то мужчина пришёл с пакетом шашлыка и словами «мужики, я с Донбасса, врежьте им!» Чтобы русского рядового солдата так поддерживали и провожали абсолютно незнакомые люди, чтобы народ настолько сплотился, — такого лично я ещё не видел, — рассказывает он.
Кроме того, совместное преодоление трудностей увеличивает число хороших друзей.
— С местными ребятами очень хорошо сдружился. Думаю, эту дружбу мы пронесем сквозь годы, — рассказывает Алексей. — И сам Донбасс… Это благодатный край, тёплый климат, чернозём, ресурсы, замечательные люди — живи да радуйся. Когда я туда попал, первое время думал, что если б не военные действия, я бы поехал туда жить.
Заканчивая наш разговор, останавливаемся на теме мобилизации. Новость о ней Алексей воспринял положительно, так как считает, что мобилизация — вынужденная необходимость. Но бегущих от неё в другие страны мужчин он не осуждает.
— У каждого свои причины, уезжать или нет. Лично у меня кредо жизни такое: лучше умереть на родине с оружием в руках, защищая свою землю, чем где-то там человеком второго сорта, — заключает Алексей.