Лента новостей
Образование5 октября , 11:00

Директор 1-й Цнинской школы Татьяна Пыкина: «К детям надо относиться с пониманием и уважением»

Много лет назад в семье шестиклассницы Тани Плотниковой случилась беда: тяжело заболев, надолго попала в больницу мама. Бабушку парализовало. Девочка и папа остались одни — накануне Нового года.

Фото: Алексей Бучнев

На праздничный школьный утренник Таня пришла без настроения. Им с папой было не до праздника, девочка впервые в жизни оставалась без домашней ёлки.

Заметив грусть ученицы, классный руководитель Тамара Ивановна спросила, что случилось. А узнав, постаралась приободрить девочку. На следующий день начинались каникулы. Сквозь утренний сон Таня услышала звонок в дверь. На пороге стоял отец её одноклассника. «Тамара Ивановна сказала, что у вас не будет ёлки... Я привёз...» — пояснил мужчина.

Тот случай, как пример искренней поддержки, Татьяна пронесла через годы. И сама, после окончания школы и университета став учителем, всегда старалась поддерживать своих учеников. Уделять им внимание, а, главное, относиться к детям с пониманием и уважением.

Было и непонимание, и слёзы...

Отвечая на мой вопрос о педагогической мудрости, Татьяна Александровна замечает:

— Мне кажется, я с самого начала работы была такой. Старалась найти понимание с учениками. Мне было, с кого брать пример. Учителей 19-й тамбовской школы, в которой училась все десять лет, до сих пор помню по именам. И мой первый учитель Клавдия Ивановна Толстопятова, и Тамара Ивановна Попова — классный руководитель с 5 по 9 класс, и классный руководитель в старших классах Алексей Иванович Макаров видели в нас если не равных себе, то как минимум в каждом ученике — личность. От своих учителей я взяла главное: отношение к любому человеку с уважением.

Решение стать учителем пришло к Татьяне в 11 классе. Выбор пал на факультет филологии: читать она любила всегда. В ноябре 1997 года Татьяна Пыкина пришла в тамбовскую гимназию №7 учителем русского языка и литературы.

Вспоминая первые годы работы в школе, Татьяна Александровна поясняет: молодому учителю дали два класса, 7 и 11. Причём старшеклассники оказались не самыми простыми: слабоуспевающими и с не самым лучшим поведением.

— Первые пару месяцев было откровенно сложно. Было и взаимное непонимание, и мои слёзы... Но со временем мы с детьми научились слышать друг друга, отношения стали налаживаться, а у меня появилась уверенность в себе, — рассказывает Татьяна Пыкина.

Здесь, в 7-й гимназии, за 21 год она прошла путь от начинающего педагога до учителя высшей категории, а позже была назначена завучем. Трижды становилась Народным учителем. В 1-ю Цнинскую школу в Тамбовском районе на должность директора Татьяна Александровна пришла в 2018 году.

Фото: Алексей Бучнев

Школа от первого лица

— Как видите, это моя вторая школа в профессиональной деятельности. Я не сторонник частой смены места работы, — говорит Татьяна Пыкина, проходя по школьным коридорам.

В базовой школе в посёлке Строитель учатся более 1100 человек. Обучение организовано в две смены. Мы идём в кабинеты, которые занимает центр цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». В 1-й Цнинской школе он весной 2019 года стал вторым, открытым в Притамбовье.

На площади почти в 100 квадратных метров есть всё для занятий в рамках образовательных программ и внеурочной деятельности. Ребята здесь учатся программированию и уже собирают квадрокоптеры, постигают азы и совершенствуют мастерство игры в шахматы, получают навыки оказания первой помощи. В «Точке роста» проводятся профориентационные занятия, встречи с представителями вузов и учреждений профтехобразования, с иностранными студентами и специалистами силовых структур.

Директор школы добавляет: для воспитанников центров «Точка роста» проводятся межрегиональные конкурсы по разным направлениям. Ребята из 1-й Цнинской школы уже не первый год занимают в этих состязаниях призовые места. Впрочем, школа сильна не только работой в рамках «Точки роста».

— Наши педагоги — люди творческие, сами участвуют в различных конкурсах и реализуют образовательные и воспитательные программы. К примеру, силами наших учителей и методистов реализуется проект по вовлечению «трудных» подростков в общественно-полезную работу, направленный на профилактику девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних. Благодаря этому проекту на базе школы действует инновационная площадка Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, — говорит Татьяна Пыкина.
Фото: Алексей Бучнев

«У меня никогда не было прозвища»

Рассказывая о работе школы, директор замечает: руководство учреждением занимает немало времени и сил, и всё же Татьяна Александровна по-прежнему преподаёт любимые предметы: родной язык и литературу. А вот от классного руководства пришлось отказаться.

— Все 20 с лишним лет, что работала в 7-й гимназии, я была классным руководителем. Моим самым первым ученикам по 33 года, они сами уже родители, а до сих пор, если списываемся или видимся, называют меня своей «классной мамой». А ещё, знаете, никогда не слышала, чтобы у меня в ученической среде было прозвище. Поверьте, это дорогого стоит, — замечает Татьяна Александровна.

Рассказывая об учениках, она улыбается. Многие её выпускники разъехались по другим городам, но часто находят возможность приехать в родной город и встретиться со своим учителем. А если встретиться не получается — находят другие способы проявить внимание.

— Один из моих выпускников учится сейчас в военном училище в Рязани. Конечно, военный быт не даёт возможности приехать. Но в каждый праздник, особенно в мой день рождения, я точно знаю, что вечером придёт курьер с букетом. И среди цветов  обязательно найду открытку с подписью «Ваш гвардии сержант...». Такие ситуации дают понять, что когда-то я сделала правильный профессиональный выбор, — говорит Татьяна Пыкина.
Автор:Юлия Новикова