Почти три десятилетия в селе Куксово возрождался Христорождественский храм. Его предшественник сгорел в 1966 году от удара молнии. Время не сумело разрушить глубокие духовные корни, заложенные в жителях села, а потому строительство Дома Божьего велось полностью на народные средства. Как говорит настоятель храма священник Вячеслав Голдунов, «свой голос сельская церковь вновь обрела в 2006 году».
Возвышается трёхъярусная колокольня
Христорождественская церковь была сооружена в 1801 году, а в 1883-м перестроена на средства крестьянина Захарова из села Горелого. Согласно историко-статистическому описанию Тамбовской епархии за 1911 год, можно узнать, что в храме служили священник и псаломщик, действовала церковно-приходская школа.
У причта было 36 десятин земли, из них четыре десятины — неудобной, усадебной — две десятины, полевая земля в одном участке, расположена в пяти верстах от церкви. Братский годовой доход составлял 500 рублей, причтовый капитал — 200 рублей.
В 1930-х годах храм закрыли, возобновлены богослужения были только в 1946 году. Но Христорождественскую церковь ждало ещё одно испытание: от сильного удара молнии в 1966 году она полностью сгорела.
— Понадобилось почти три десятилетия, чтобы возродить утраченную святыню, из которых около десяти лет ушло на строительство. Храм возводился не только за счёт средств прихожан, но и благодаря их посильной помощи. Ещё в 1960-х было сделано фото Христорождественского храма. По уцелевшему снимку и строили новую, уже каменную церковь. У деревянных храмов есть своя особенность — они дышат. Из-за особенностей конструкции такие постройки то уменьшаются, то увеличиваются, поэтому воссоздать точную копию, конечно, не удалось. Но отмечу: каждый кирпичик, каждая дощечка здесь уложены руками прихожан, — поясняет настоятель Вячеслав Голдунов.
Нынешний Христорождественский храм — строение добротное. Ядром храмовой композиции является четверик, несущий световой восьмерик, завершённый куполообразной кровлей и луковичной главкой на гранёной шее. С востока к нему примыкает вытянутое полукружие алтарной апсиды, а с запада — небольшая трапезная и трёхъярусная колокольня с луковичным венчанием.
Килевидные оконные проёмы обрамлены в наличники и украшены кокошниками. Храм выполнен в крестообразном плане и украшен разноцветным кирпичным узором. Южный и северный фасады завершены треугольным фронтоном.
Храмовые святыни
Заботой и усердными трудами прихожан удалось сохранить несколько старинных икон, которые сегодня украшают внутреннее убранство храмового зала. Среди особо почитаемых и старинных — Питирим Тамбовский. Отец Вячеслав уточняет: если присмотреться к дереву, расписанному позолотой, и технике нанесения сусального золота, то можно понять, что, вероятнее всего, икона относится к началу ХIX века.
К сожалению, температура и влажность помещения изрядно подпортили внешний вид: появились трещины, роспись местами поблёкла. Благодаря реставрационным работам, которые проводит Тамбовская епархия, в будущем планируется восстановить реликвию.
— Иконы Вознесение Господне, Преображение Господне, Преподобного Сергия Радонежского написаны на холсте примерно в ХX веке. Тут же двухчастная икона: первый сюжет повествует о том, что Господь взял своих верных учеников и возвёл их на гору, показав им своё божество. Для учеников это было убеждение в вере, чтобы они смогли стать, конечно, метафорично, камнем, неким основанием, на котором и будет строиться церковь. Второй сюжет рассказывает об обретении Честного Креста святою Еленой, ставшего символом победы христианства над языческим миром.
Ещё одна реликвия — икона Покрова Пресвятой Богородицы. Сюжет очень редкий — явление блаженному Андрею Богоматери, которая держит свой омофор над церковью и городом. В храмовом убранстве встречается также икона Божией Матери, именуемая «Всецарица», которая была подарена Липецкой епархией. О том, что она является святыней, можно судить по обилию украшений на окладе, которые в дар преподносят прихожане, в том числе и из других городов.
— Бывает, что и сами прихожане в храм приносят иконы, которые передавались в их семьях из поколения в поколение. Чаще всего имён дарителей мы не знаем, так как оставляют они их на столиках при входе, — говорит настоятель.
Традициям — жить!
Настоятелем Христорождественского храма Вячеслав Голдунов по указу митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия стал в 2020 году. До этого служил в церкви Рождества Христова и Храме Святого Праведного Лазаря Четверодневного в Тамбове. Настоятель с искренностью говорит, что «встретили в селе тепло — и прихожане, и храм»:
— Что такое сельский храм? Это когда на службы приходят одни и те же люди, без захожан. В этом Доме Божьем около ста прихожан, ещё 50 причастников и много детей. Действует Воскресная школа, где мы собираемся после службы, проводим уроки по Закону Божьему, прикладному искусству, организуем даже православные экскурсии по Тамбову.
Вячеслав Голдунов в разговоре много рассуждает про сохранение церковных традиций, которые являются неотъемлемой частью духовной культуры. Несколько лет назад он увлёкся коллекционированием редких церковных книг и икон, чтобы однажды организовать выставку и рассказать, как и чем жило православие последние две-три сотни лет. К 375-летию Татанова в местной школе и была организована долгожданная выставка, отражающая рубеж со дня основания села и по сегодняшний день.
Первый вопрос, который возникает при осмотре выставки, вполне очевидный: а что же в экспозиции самое редкое? В ответ Вячеслав Голдунов поднимает почти пятикилограммовое издание, Библию — ровесницу села Татанова. Она составлена при императоре Александре Павловиче и его супруге Елизавете Алексеевне по образцу 1673-го, год издания — 1751-й.
— Когда-то эта Библия была в кожаном переплёте на деревянной обложке. К сегодняшнему времени сохранилась только оборотная сторона. Моё первое послушание в монастыре проходило в библиотеке, оттуда, думаю, и любовь ко всему старому. Задумываюсь над тем, чтобы её реставрировать, но с другой стороны — она же потеряет дух эпохи... Обратите внимание: на страницах есть узор — виноградная лоза, и если предстоит реставрация, то этот узор срежется. Хотелось бы сделать и новый оклад, но опять же — будет ли это «полезно»? Ведь, по сути, вся ценность в этих самых потрёпанных веками страницах, которые приятно держать и изучать.
Духовные маяки
Ещё один раритет, но уже относящийся к советскому времени, — напрестольное Евангелие в медном окладе. Изданию — более века, написано до революции 1917-го. Объёмное Евангелие весит около трёх килограммов. По аккуратным рукописным и выведенным строчкам можно сделать вывод: за книгой бережно ухаживали, а все утерянные странички прежние владельцы не только восстановили, но и сохранили.
Представлен в экспозиции и канонник ХIХ века, то есть богослужебная книга, содержащая избранные каноны, акафисты и ежедневное молитвенное правило. По словам отца Вячеслава, принцип создания книг прошлых столетий не сильно отличается от современных, только вот процесс издания тогда был более трудоёмкий.
Но, как и любая история, церковные книги тоже хранят секреты. Например, интересна и до конца не изучена настоятелем технология нанесения орнамента на боковой обрез книжного блока. «Мастерами этот орнамент либо вырезался, либо с помощью чего-то наносился. Эта технология до сих пор остаётся загадкой для меня», — рассуждает Вячеслав Голдунов. А вот на форзац другой Библии один из священнослужителей нанёс карандашом важные для себя пометки. Многое из письма очень сложно разобрать, но речь про шесть аршин и латунь наталкивает на мысли, что перепись вели как минимум в прошлом столетии.
— Как собиралась коллекция? Многое приобретал на аукционах и рынках, а что-то было подарено. Большую часть церковных книг привозил из Москвы, немало и из Рассказовского округа. А иконы преимущественно из Притамбовья. В моей коллекции есть икона Рождества Христова, вырезанная на большой морской ракушке. Обычно их изготавливали в подарок. Этот служебник подарил мне священник, он Синодальной эпохи, датирован 1803 годом.
Иконы для человека словно духовные маяки, которые светят и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни. В коллекции отца Вячеслава есть и двухчастная икона Божией Матери «Споручница грешных», с оборотной стороны изображён лик Святителя Митрофана Воронежского. Этот артефакт создан в эпоху советских гонений: иконописцам таким образом было легче спрятать и сохранить иконы.
— Казанская икона Божией Матери — храмовая. Она не представляет исторической ценности, но всё же уникальна. Писаные иконы всегда были дорогими, поэтому люди старались украсить её окладом, а если его снять, то увидите, что написаны только лик и руки. Так изображение увеличивалось в несколько раз, а ещё дополнительно украшалось, к примеру, сусальным золотом. Конечно, такое внимание неслучайно: икона всегда служила символом веры, напоминала человеку о присутствии святых в его жизни, являлась своего рода окном в мир небесный и образом сопричастности с Богом, — подытоживает настоятель храма Вячеслав Голдунов.